Главная » 2010»Август»14 » Св. Максимилиан Мария Кольбе, священник и мученик. Память
Св. Максимилиан Мария Кольбе, священник и мученик. Память
20:37
Максимилиан Кольбе родился в 1894 г. Поступил во францисканский орден и в 1918 г. был рукоположен во священство. Ревностный почитатель Пресвятой Богородицы, основал общество «Воинство Марии Непорочной», организовал обширный монашеско-просветительский центр, ездил на миссию в Японию, затем вернулся в Польшу и продолжал руководить своим центром. Исключительно воздержанный и аскетичный в личном быту, для своих предприятий, не колеблясь, использовал новейшие достижения цивилизации. С началом войны был арестован немцами и в 1941 г. погиб в концлагере Освенцим, добровольно заместив собою другого узника. Приговорённых заперли в так наз. «голодном» бараке, где содержали без пищи и воды (!); св. Максимилиан ободрял своих соузников, готовил их к смерти и проводил их всех, а сам прожил без пищи и воды более двух недель, так что эсэсовцы в конце концов сделали ему смертельную инъекцию. Это произошло 14 августа, в канун Взятия в Небо Пресвятой Богородицы.
Биография — а лучше сказать: житие — св. Максимилиана-Марии Кольбе хорошо известна; и не много найдётся святых, святость которых проявляется так наглядно и выразительно — потому, наверное, что на большинство из них мы смотрим слишком издалека. Тем больше оснований внимательнее вглядываться в те примеры, которые стоят прямо у нас перед глазами.
Когда он впервые приехал в Терезин, глухое местечко под Варшавой, то высадился на полустанке буквально в чистом поле. Несколько лет спустя там уже раскинулся обширный монастырский комплекс Непокалянув (от польск. Niepokalana — «Непорочная»; ибо верным и ревностным служителем и почитателем Непорочной Богородицы он оставался всю свою жизнь). При монастыре имелась типография, радиостанция и даже аэродром, а суммарный месячный тираж выходивших там периодических изданий — журнала для юношества «Рыцарь Непорочной» (Rycerz Niepokalanej) и других — в 1939 г. превышал миллион экземпляров, и это в предвоенной Польше с её 30 миллионами населения.
Когда в Нагасаки ему понадобилось выбирать место для миссии, он выбрал, по общему мнению, самый неподходящий участок — далеко от центра, за горой… Но когда потом на город упала бомба, миссия, укрытая горой, не пострадала.
Дар плодотворного апостольства? Дар пророчества? — «Ревнуйте о дарах бóльших»… И этот наибольший дар он также сумел стяжать в наивысшей степени.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Господь здесь прямо говорит о любви как о поступке, а не как о чувстве, переживании. Что должен был переживать святой Максимилиан, когда предлагал свою жизнь взамен за жизнь другого узника? Какие чувства он испытывал — радости, восторга, упоения? — то, что мы связываем обычно со словом «любовь», поскольку имеем в виду влюблённость.
Нет, чувство жалости — наверняка, но ещё больше, может быть, досады, страха, а в дальнейшем — голода, жажды, боли… Вот это всё и есть — любовь. Не боль и жажда, страх и голод, но готовность их претерпеть ради другого.
Поистине, «крепка, как смерть, любовь». Даже Освенциму с ней не справиться. Но кто сказал, что для оказания любви нам нужно непременно дожидаться Освенцима?